Размышления психолога о том, что чувствуют школьники
Не помню, как называется фильм, о котором я хочу рассказать. По сюжету европеец попадает в племя австралийских аборигенов и живёт у них некоторое время. Вождь племени весьма образован, он знает языки и знаком с обычаями других народов. И он задаёт чужаку вопрос: «Зачем вы воспитываете своих детей такими беспомощными? Они учатся по 12 или 15 лет и всё равно – ничего не могут делать сами. Посмотри на наших детей. Любой ребёнок шести-семи лет не пропадёт, оказавшись один в пустыне. Он умеет охотиться, готовить пищу, шить себе одежду и лечить себя сам».
Всё чаще, листая учебники наших детей и пытаясь вникнуть в содержание, я вспоминаю слова киношного вождя. Странное дело – я действительно не знаю, что ответить детям на их эмоциональный выкрик, ставший традиционным: «Зачем мне это учить?! Разве это пригодится мне в жизни?!» Пригодится, детки. Для того, чтобы сдать ГИА или ЕГЭ. А ещё для написания других тестов.
Конечно, задумывалось всеобщее образование очень гуманно. Каждый должен быть обучен грамоте и счёту, все должны знать, что Земля не стоит на черепахах, любой человек обязан познакомиться с историей родного края. Всё правильно. Но в наше время стандарты образования приобрели другие масштабы. Такие, что в голове не укладываются. Но считаться с ними приходится всем участникам образовательного процесса: и ученикам, и педагогам, и родителям.
Есть ощущение, что родительская общественность разделилась на два противоположных лагеря. Приверженцы первого считают, что традиционная российская школа наносит большой вред психике ребёнка и опасна для него. Они стараются найти альтернативные формы образования – домашнее обучение, частная школа с нестандартным подходом (вальдорфская педагогика, например). Во втором «лагере» взрослые уверены, что посещать общеобразовательное учреждение необходимо. Причём не только для обучения, а ещё для прохождения так называемой «школы жизни». Где же ещё ребёнок сможет подготовиться к трудностям нашего бытия, как не в переполненном детьми классе, педагоги которого просто не в состоянии найти время на индивидуальный подход к детям? Школьников ждут вполне взрослые проблемы – напряжённый темп работы, дух соревнования, психологическое давление, необходимость «давать показатели» и бороться «за место под солнцем». Многие взрослые уверены, что это само по себе полезно. А заодно дети послушают про интегралы и химические реакции, тоже неплохо.
Вот бы сразу взрослым стать, отдохнуть от детства
Девятилетняя Вика пришла из школы усталая и хмурая. Родители расспросили дочку о причинах плохого настроения. Выяснилось, что девочке пришлось пропустить два самых любимых урока – её и ещё одного мальчика отправили в другой класс, где собрали всех отличников начальной школы для написания очередной «олимпиады». У детей, само собой, не спросили: хотят ли они участвовать и есть ли у них соответствующий настрой. «Костя и я решили, что лучше быть двоечниками, тогда нас не будут никуда дёргать» — с горечью закончила свой рассказ Вика.
Мы живём во времена, когда рейтинги и результаты тестирований стали единственным мерилом качества образования. Конечно, эти показатели легко подсчитать и сравнить, а измерить степень радости учеников и их желание учиться просто невозможно. Педагоги и школьная администрация поневоле оказываются втянуты в состязание, альтернативного пути нет. И учащимся не оставляют выбора. Тестирование за тестированием, олимпиада за олимпиадой, конкурс за конкурсом. Дочка недавно сказала мне с огорчением: «Рисования сегодня не было, мы писали очередной тест по математике». А между тем, для неё и других ребят «изобразительное искусство» – очень важный предмет, вовсе не второстепенный, как обычно отзываются о нём взрослые. На рисовании на время приостанавливается гонка за баллами, на этом уроке можно стряхнуть напряжение и получить удовольствие от выполняемого дела.
На мой взгляд, нацеленность на результат, выражаемый в цифрах – самая большая беда нашей системы образования. Педагоги, даже понимая, что увлекательный процесс обучения важнее итогового рейтинга, не в состоянии изменить ситуацию.
Противостоять «битве за отметки» можно, если спокойно относиться к оценкам ребёнка, по мере сил разбирать и отрабатывать с ним трудные темы, помогать исправлять «двойки» и спокойно относиться к «тройкам». Но это не всё. Надо создавать условия в которых у детей не будет иссякать желание учиться, узнавать новое, самосовершенствоваться. Это не так уж трудно, сейчас много возможностей: познавательные передачи по телевидению, обучающие компьютерные игры или мультфильмы, праздники и необычные акции в музеях, увлекательные настольные игры для всей семьи, интересные и красочные журналы, мастер-классы по изготовлению чего-либо (гончарных изделий, украшений, берестяных грамот или печенья). Можно путешествовать по близлежащим городам или просто общаться с интересными людьми. Главное, делать всё это от души, дружно и с удовольствием.
Во время путешествия по США мне довелось принять участие в интересном деле. Оно называлось «Ночь математики» и проводилось учениками и педагогами средних классов. Весь спортзал школы был уставлен небольшими аттракционами, там были мини-гольф, городки, безопасный дартс и многое другое. Всё это ученики изготовили своими руками, с помощью родителей или самостоятельно. Две девочки, например, соорудили из длинных тазиков смешное развлечение, где надо было стрелять из водяных пистолетов по резиновым уточкам, подгоняя их к финишу: чья быстрее? В другом месте очередь стояла к молодому человеку с небольшой удочкой, на которой были подвешены пончики – задача была с завязанными глазами съесть пончик, не прикасаясь к нему руками. За успешное прохождение испытания участники получали билетики, которые позднее можно было обменять на призы. Но, самое главное – для того, чтобы испытать себя на любом аттракционе, надо было решить задачу или пример по математике. Решил правильно – допускаешься к испытанию, ошибся – снова вставай в очередь и решай. Забавная и интересная акция. Конечно, это не альтернатива традиционным формам обучения, но дополнение к ним. Как хорошо иногда выполнять учебные задания для удовольствия, а не для отметки!
Делу время, потехе час. Или наоборот?
В нашем районе есть очень популярная школа «раннего развития». Многие родители водят туда детей годами, начиная с двух лет и до первого класса. Мне не раз доводилось слышать, как мамы малышей сетуют, что в этой «школе» задают слишком много уроков. «Вчера до ночи сидели над домашним заданием», – жаловалась однажды знакомая. – «Спать легли в половине двенадцатого. Алёшка весь извертелся, не хочет писать и читать, ему бы только в машинки играть».
Удивительная вещь – в системе так называемого «дополнительного образования» самый большой процент учащихся составляют дошкольники и первоклассники. То есть больше всего расширяют свой кругозор, приобретают новые знания и умения те дети, которым по всем законам психологии полагается играть, а не сидеть за партами. Чем старше становятся дети, тем меньше секций, кружков и студий они посещают. У этого печального явления множество причин. Во-первых, за малышей всё решают родители, они выбирают кружок и обеспечивают регулярное посещение, от ребёнка требуется только покладистость. Во-вторых, именно для маленьких детей в нашей стране есть широчайшая сеть развивающих центров и т.п., а для подростков и старшеклассников дополнительных занятий очень мало. В-третьих, большинство подростков трудно «заманить» в кружок, они устали учиться и хотят, чтобы их оставили в покое.
Очень часто родители говорят, что их ребёнок перестал посещать любимую студию или секцию по единственной причине – он не успевает делать школьные домашние задания. Это действительно, огромная проблема – с каждым годом задают всё больше, а мотивации к учёбе всё меньше. Ученик устаёт, скучает, ленится и ничего не хочет. Поэтому перестаёт действовать угроза: «Не сделаешь вовремя уроки – не пойдёшь в секцию!» «Не очень-то и хотелось» – думает подросток и долго «копается» с уроками, раздражая и огорчая взрослых.
Родителям нынешних и будущих подростков очень важно понимать, что именно в этом возрасте дети особенно остро нуждаются в интересных занятиях и единомышленниках. Старшеклассникам чрезвычайно нужно заниматься увлекательным делом, чтобы не натворить глупостей и не потерять себя. Как это организовать? Как убедить страстного любителя компьютерных игр сходить в поход или принять участие в «Ночи музеев»? Вопрос, на который невозможно дать однозначный ответ. Пристрастия и возможности подростков очень индивидуальны. Внимательное отношение к интересам ребёнка и доверительные отношения с ним помогут родителям найти правильное решение. Главное – с раннего детства создать богатую событиями, интересную атмосферу жизни детей, избавить их от необходимости «вариться в собственном соку». Тогда в более старшем возрасте что-нибудь положительное непременно «зацепит» подростка, он не будет жить скучно и праздно.
Не страшно, если иногда ученик придёт в школу с невыполненными домашними заданиями, потому что накануне он был занят чем-то большим и важным для него лично (например, ездил на выставку, на соревнования или принимал участие в телепередаче). Родители могут написать «объяснительную записку» для педагогов, поддержав тем самым своего ребёнка, проявив уважение к его увлечениям. Но, конечно, речь не идёт о систематическом игнорировании уроков. И ни в коем случае не надо делать задания вместо ребёнка. Ситуация, когда учитель гневно спрашивает: «Скажи честно, кто сделал за тебя домашнее задание?», а ученик отвечает: «Не знаю, Мариванна, я уже спал» выглядит забавной только в анекдоте, но не в жизни.
…
Многое в нашей жизни выражается в незначительных, казалось бы, мелочах, на первый взгляд не имеющих отношение к сути вопроса. Для меня метафорой современного среднего образования стало школьное меню на 1 сентября, повторяющееся из года в год. Конечно, перечень блюд и их состав утверждён компетентными людьми, питание продумано и сбалансировано. Но несколько лет подряд, в День знаний, когда в школах столицы царит торжественная атмосфера, когда ученики и педагоги празднуют новую встречу, на завтрак им готовили… солянку. Тушёную капусту, которую подавляющее большинство детей в рот не берёт! Мало того, она ведь имеет специфический аромат, совсем не праздничный, но проникающий во все помещения школ и пропитывающий одежду. Почему не приготовить в торжественный день пирожки или оладушки?! Зачем создавать у детей и взрослых устойчивую ассоциацию «Дня знаний» с чем-то неприятным, непривлекательным?! Конечно, это мелочь, но именно из таких деталей и состоит современная система образования. Увы.
Автор Елена Кравцова