Причины возникновения детской агрессии и способы работы с ней

автор Кравцова Елена, детский психолог

Всем родителям неприятно видеть, как их малыши злятся, ругаются, дерутся. Многие мамы в недоумении спрашивают себя: «Где он научился такому поведению?!» Между тем, для маленьких детей вполне естественно время от времени впадать в ярость и проявлять агрессию. Почему?

Есть несколько причин агрессивного поведения детей от 1 года до 3 лет:

1. Особенности темперамента ребёнка. Энергичные, импульсивные дети регулярно демонстрируют гнев, они не способны «держать себя в руках». При усталости или замёрзнув, такие малыши злятся и ругаются.

2. Протест против обстоятельств, которые ребёнок не в силах изменить. Так малыш защищает свои интересы: он не хочет ложиться в кровать или уходить с детской площадки, но его заставляют. Агрессия в данном случае — попытка добиться своего.

3. Чувство собственного бессилия (не может сам достать игрушку, застегнуть пуговицы, открыть дверь). Это приводит в отчаяние и очень злит. К тому же малыш слышит множество запретов от взрослых, они усиливают гнев.

Агрессия, возникающая из-за этих причин — абсолютно нормальная реакция ребёнка на неприятную ситуацию. Малыши не умеют вести себя конструктивно, управлять своими эмоциями. Поэтому выплёскивают злость на всех вокруг.

Но! Если малыш часто впадает в немотивированную ярость, крушит всё вокруг, бьёт окружающих и т.п., нужно проконсультироваться с неврологом. Причина повышенной агрессии может быть в неврологических нарушениях, которые требуют диагностики и индивидуального плана лечения.

У детей более старшего возраста (от 4 лет) агрессивное поведение, не связанное с неврологическими нарушениями, вызвано ошибками воспитания. Скорее всего, взрослые реагировали на злобное поведение малыша неправильно и закрепили эту форму поведения.

Как реагировать на агрессивное поведение малыша?

Первое и самое главное, что следует сделать взрослым – это признать, что маленький ребёнок имеет право злиться. Агрессия, возникающая в ответ на непреодолимые препятствия, свидетельствует о нормальном развитии малыша, о готовности отстаивать личные интересы. Родителям нужно запастись терпением, уважением к чувствам ребёнка и учить его владеть своим поведением и эмоциями.

Когда малыш в ярости, нет смысла успокаивать его, призывать к порядку. Этот момент нужно переждать. На оскорбления не отвечать; руку, занесённую для удара — молча останавливать. Если причиной злости стали какие-либо требования взрослого, не следует отменять их. Когда малыш успокоится, нужно пожалеть и приласкать его. Обязательно сказать, как сильно расстраивает такое поведение.

Для того, чтобы агрессивность не стала чертой характера ребёнка, нужно:

1. Обучать малышей социально приемлемым способам выражения гнева, которые не будут приносить вреда окружающим (порычать, потопать ногами поколотить подушку). Давать возможность иногда просто «побеситься» (прекрасная разрядка накопившегося раздражения).

2. Детей постарше учить понимать свои чувства и говорить о них.

3. Говорить с ребёнком о чувствах и интересах других людей, учить относиться к ним с уважением.

4 Устраивать активные игры, в которых дети тренируются управлять эмоциями (подушечные бои, «снежки», салки и т.п.).

5. Полностью отказаться от физических наказаний.

6. Никогда не отвечать агрессией на злобное поведение малыша.

7. Быть примером доброжелательного отношения к людям.

Как правильно запрещать?

Для того, чтобы агрессивность не стала чертой личности ребёнка, принципиально важно, чтобы запреты и наказания были разумными и обоснованными. Категорическое «Нельзя так делать!» может звучать только в том случае, если действия малыша опасны для него самого или наносят какой-либо вред окружающим.

Например, нельзя дёргать других детей за волосы или кидаться в них песком. Нельзя выбегать на проезжую часть и т.п. Для того, чтобы не превращать общение с собственным ребёнком в борьбу, нужно показывать ему, как действовать можно: дёргать за волосы никого нельзя, а гладить по голове можно; кидаться песком нельзя, а сыпать его в ведро можно.

Главное соблюдать два правила:

— стараться отвлечь малыша от недопустимого поведения, переключить его на увлекательную игру, в которой он будет учиться вести себя конструктивно;

— если отвлечь ребёнка не получается и он продолжает делать то, что ему запретили, должен сработать «закон естественных последствий». Не хочешь вести себя хорошо, не можешь переключиться – терпи лишения (уходим с детской площадки, прячем игрушку, которой ты дерёшься и т.п.).

Очень важно оптимизировать количество запретов и требований к ребёнку. Дети, которых слишком строго контролируют, постоянно одёргивают, вырастают очень злобными. Взрослые часто их одергивают, приказывают: «Не сиди на снегу!», «Не ковыряй в носу!», «Не бегай!», «Не мешай!», «Не кричи!» Они всегда находятся под давлением, раздражение накапливается, но не имеет выхода. Оно превращается в настоящую агрессию. Ребёнок больше не реагирует на слово «нельзя», он специально нарушает запреты, отстаивая таким образом право на активное поведение.

Вот почему запрещать следует только то, что действительно нельзя. В остальном — нужно дать ребёнку возможность экспериментировать, обеспечив поддержку.

Очень агрессивными бывают дети, избалованные с ранних лет, желания которых всегда удовлетворялись взрослыми. С возрастом такой ребенок превращается в монстра, кидающегося на каждого, кто ограничивает его в чём-либо.

Как предотвратить драку

Увидев, что ребёнок «заводится», нужно проговаривать его чувства вслух («я вижу, ты сердишься», «тебе обидно» и т.п.) и подсказывать способы выхода из кризиса («мальчику неприятно, что ты отнимаешь машинку, поменяйся с ним» и т.п.).

Если малыш «разбушевался» и окружающие могут пострадать, молча взять его подмышку и унести подальше. Воспитательные беседы — только после того, как он полностью успокоится.

С драчуном нужна регулярная профилактическая работа: при помощи любимых игрушек (машинки, куклы, плюшевые звери) разыгрывать сценки, где кто-то ведёт себя агрессивно, но обходится без драки (благодаря конструктивному поведению всех участников).

Записаться к детскому психологу

Комментарии закрыты